Гимнастика

Новорожденному малышу жизненно необходимы не только сон, питание и мамино тепло, но и двигательная активность. Многие родители используют обычные упражнения, другие же выбирают динамическую гимнастику. Только выполнять ее следует грамотно и очень осторожно, чтобы не навредить грудничку. Что же перевешивает в применении – польза иди вред? Как ее правильно делать? Давайте разбираться вместе.

Динамическая гимнастика – что это?

Динамическая гимнастика, разработанная М. Труновым и Л. Китаевым, отличается от обычной зарядки более энергичным комплексом упражнений, направленных на формирование и усиление мышц грудного ребенка. Помимо обычных элементов зарядки и массажа динамическая гимнастика сочетает в себе и упражнения на совершенствование вестибулярного аппарата. Так, взрослый подбрасывает, раскачивает и вращает малыша, придерживая за ручки или ножки. Посторонние люди чаще всего приходят в ужас от подобных акробатических этюдов, автоматически записывая «отчаянных» мам и пап в сумасшедшие.

Действительно, подобные упражнения не совсем обычны, так что родителям, прежде чем перейти к практическим занятиям, необходимо тщательно изучить и понять последовательность применения динамической зарядки и рост нагрузки на малышей.

Так, можно выделить несколько видов упражнений динамической гимнастики:

  • закаливание;
  • массаж;
  • занятия на мяче;
  • упражнения в воздухе.

Все эти процедуры необходимо совмещать, чтобы их воздействие на малыша было максимально эффективным.

Польза для новорожденных и грудничков

Приверженцы данного комплекса упражнений уверены в его огромной пользе для малышей. Среди плюсов динамической гимнастики обычно выделяют ее положительное воздействие не только на физическое развитие, но и на общее психологическое состояние новорожденных детей. Чем же еще она полезна?

  1. Динамическая зарядка помогает грудничку лучше ориентироваться в пространстве.
  2. Она позволяет исправлять мышечный тонус младенца, укрепляет мышцы, разрабатывает суставы рук и ног и развивает гибкость.
  3. С ее помощью происходит эффективное развитие и совершенствование вестибулярного аппарата у новорожденного.
  4. Она укрепляет нервную систему грудничка, его иммунитет.
  5. Также подобный комплекс упражнений считается хорошей возможностью для установления доверительных и доброжелательных отношений с взрослыми и, соответственно, с окружающим миром.
  6. Считается, что динамическая гимнастика компенсирует недостаток родового опыта у детей, рожденных с помощью кесарева сечения.
  7. Родители, применяющие динамические упражнения в работе с грудничками, отмечают, что они имеют хороший аппетит, крепко спят и намного реже капризничают.
  8. Ранние занятия снижают уровень травматизма во всей последующей жизни. Малыши, натренированные с первых дней жизни, вряд ли подвернут ногу или сломают руку, активно занимаясь спортом.

Возможный вред для малышей

Давайте разберемся, настолько ли хороши динамические упражнения, как о них говорят. Подобные акробатические «трюки» выглядят довольно рискованными, да и многие специалисты подвергают сомнению безопасность и пользу для грудничков такого рода зарядки. Какие аргументы приводят противники динамической гимнастики?

  1. Такие физические упражнения являются стрессом для новорожденного. Ведь динамическую зарядку часто начинают использовать уже через пару недель после рождения. Считается, что повышенное выделение гормонов стресса в грудничковом возрасте может привести к появлению гиперактивности у дошкольника.
  2. Динамическая гимнастика базируется на врожденных рефлексах малышей – в частности, хватательного рефлекса и рефлекса Моро. Упражнения искусственно их стимулируют, тогда как в норме они должны постепенно угаснуть к 2-4 месяцам (читаем статью о рефлексах).
  3. Неопытным родителям порой сложно рассчитать оптимальную нагрузку. Поэтому интенсивные занятия могут привести к растяжению связок новорожденного, микротравмам тканей суставов, нарушению кровообращения. В дальнейшем возможны проблемы со связочным аппаратом.
  4. Психологи же уверены, из-за того, что малыш с раннего возраста привыкает к ощущениям скорости, взлета и падения, у него не формируется естественный страх высоты. В старшем возрасте недооценка опасности ситуации может стать причиной разнообразных травм.

Избегаем негативных последствий: правила проведения гимнастики

Итак, вы увидели массу доводов как в пользу динамической гимнастики, так и против нее. Конечно, окончательное решение принимают только родители. Если же вы уверены, что подобные упражнения необходимы вашему грудничку, мы расскажем, как обезопасить занятия.

  • Упражнения следует начинать через четыре недели после рождения малыша.
  • Посоветуйтесь предварительно с вашим педиатром о наличии либо отсутствии противопоказаний. Если малыш здоров, ему можно заниматься динамической зарядкой.
  • Не стоит выполнять упражнения по материалам из Интернета или учебных пособий. Для начала обратитесь к опытному инструктору за консультацией и услугами. Он покажет и научит, как правильно организовывать занятия.
  • Минимизируйте вероятность травм – обезопасьте место тренировок, чтобы избежать последствий из-за возможных падений.
  • Правильно оценивайте собственные силы, избегайте применять экстремальные упражнения. Выберите щадящую программу занятий.
  • Начинайте упражнения после разогревающего массажа, готовя, тем самым, мышцы и связки к работе. Длительность первых занятий – 8-10 минут. Делайте их медленно и крайне осторожно, чтобы не напугать малыша, нагрузку и темп наращивайте постепенно.
  • Не занимайтесь сразу после кормления, подождите хотя бы час. Особенно это важно для упражнений на шаре.
  • Если ребенок не в духе, не заставляйте его делать зарядку потому, что так нужно вам. Лучше дождитесь времени, когда у всех будет замечательный настрой. Динамическая гимнастика должна стать для грудничка таким же обычным ритуалом, как кормление или купание.

Учитываем противопоказания

Динамическая зарядка может быть полезной для новорожденного при условии грамотного подхода и учета противопоказаний. Опасность же подобных упражнений заключается в следующем:

  • наличие дисплазии тазобедренных суставов у малыша и других патологий опорно-двигательного аппарата;
  • отклонения в работе сердечно-сосудистой системы ребенка;
  • неврологические заболевания, в том числе, и повышенное внутричерепное давление.

Динамическая гимнастика строго противопоказана полугодовалым малышам, которые не получали ранее подобные процедуры. Если с грудничком не занимались с месячного возраста на регулярной основе, то в шестимесячном возрасте такие упражнения принесут лишь вред, а не пользу. Также следует запомнить, если ребенку не понравились занятия или он чувствует себя после них плохо, обязательно отменяйте гимнастику. Не следует экспериментировать со здоровьем малыша!

Выбирая динамическую гимнастику для совершенствования физического развития новорожденного, изучите все плюсы и минусы, проконсультируйтесь с педиатром о возможных противопоказаниях. Лишь в случае соблюдения мер предосторожности упражнения помогут вашему ребенку вырасти здоровым и счастливым.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: занятия на фитболе с малышами

Динамическая Гимнастика для грудничков (3 месяца), с чего начать?

Видео: Динамическая гимнастика для малышей

Основные упражнения динамической гимнастики: висы, крестик, шалтай-болтай, осьминожка, малышки-коротышки:

P.S. Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Предлагаем краткую характеристику самых популярных на сегодня методик, чтобы вы могли сориентироваться и подобрать ту, которая поможет максимально раскрыть задатки вашего ребенка – Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Первые шесть месяцев – очень важный период в жизни ребёнка. За это время происходит множество изменений, как в физическом, так и в психологическом развитии малыша. Важный этап физического развития второго полугодия жизни – умение ползать, потом ходить. Гимнастика для ребёнка 6 месяцев необходима, для того чтобы правильно подготовить его к этому, укрепить мышцы, развить определённые навыки.

Малыш на животе

Физическое развитие 6-месячного ребенка

В этом возрасте малыш уже многое умеет. Он с легкостью переворачивается с живота на спину и наоборот. Лёжа на спине, поднимает туловище на вытянутых руках, пытается сесть. Малыш с удовольствием становится на ножки, когда взрослый удерживает его под мышки. Некоторые активные непоседы к этому возрасту могут уже самостоятельно сидеть или стоять на четвереньках, пытаться ползать, вставать, держась за опору.

Также к 6 месяцам пропадает гипертонус в мышцах. Ребёнок может осознанно захватывать игрушку, перекладывать её из руки в руку. К понравившемуся предмету будет пытаться ползти на животе, отталкиваясь ножками. Часто при попытке проползти вперёд у малыша выходит назад или вокруг своей оси, что также является вариантом нормы.

Чем полезна гимнастика для грудных детей

В первую очередь, гимнастика для младенцев 6 месяцев помогает укрепить мышцы и подготовить к следующему важному этапу – ползанию. Для этого умения должны быть достаточно развиты мышцы ног и рук, живота, спины и шеи.

Также зарядка для детей в 6 месяцев и старше помогает развитию координации движений, равновесия при сидении и попытках удерживаться на ногах.

Тренировки благотворно влияют не только на физические навыки, но и на психологические. Занимаясь с чадом, мама имеет с ним тактильный и визуальный контакт, очень важный для нормального развития. Общаясь и проговаривая каждое движение, мама помогает развивать речь малыша.

Наконец, благодаря гимнастике и ЛФК, происходит улучшение кровообращения не только во всех частях тела, но и во внутренних органах, что благотворно сказывается на пищеварении, работе сердечно-сосудистой системы и других органов.

Гимнастика

Особенности процедуры

Гимнастика для 6 месячного ребенка претерпевает небольшие изменения:

  1. Увеличивается продолжительность занятий с 15 минут до получаса.
  2. Даётся большее количество нагрузок на опорно-двигательный аппарат.
  3. Тренировки проводятся спустя час после еды и за полчаса до приёма пищи.
  4. Процедуры можно проводить не только на столе, но и на полу, застелив его гимнастическим ковриком.

Остаётся неизменным правило хорошего настроения: если кроха капризничает, не стоит заставлять его силой, пусть от занятий будут только положительные эмоции. Можно включить ритмичную веселую музыку.

Важно! Полноценные занятия можно проводить только со здоровым ребёнком. Даже если внешне он здоров, следует регулярно наблюдаться у педиатра, чтобы выявить возможные противопоказания к упражнениям.

Физические упражнения для детей в 6 месяцев

Прежде, чем начинать гимнастические тренировки, нужно разогреть мышцы и суставы ног и рук.

Упражнения с ногами

Исходное положение – лёжа на спине, ножки прямые.

  1. Удерживая одной рукой бедро малыша, второй согнуть и разогнуть другую ногу, 5-6 раз. Повторить упражнение с другой ногой.
  2. Сгибать и разгибать ножки вместе – 10 раз.
  3. Упражнение «велосипед». Захватывая за икры, попеременно сгибать и разгибать обе ноги, 8-10 раз.
  4. Мама обхватывает кистью своей руки колено и часть бедра согнутой ножки ребёнка, аккуратно проводя круговые движения, сначала одной ноги, затем другой – 5-6 раз.
  5. Соединить стопы малыша вместе и быстро похлопать ими друг о друга, 10 раз.
  6. Обе ножки ребёнка согнуть и поставить стопами на коврик, в положении лёжа, приподнять и снова поставить, 10 раз.

Упражнения с руками

Положение – лёжа на спине, ручки и ножки ребёнка выпрямлены.

  1. Взяв за кисть малыша, сгибать и разгибать руку в локтях, 5 раз. Повторить с другой рукой.
  2. Упражнение «мельница». Провести активные взмахи руками от головы к ножкам в перекрестном направлении, 10 раз.
  3. Упражнение «обнимашки». Попеременно перекрещивать ручки на груди малыша, сначала левая рука сверху, затем правая, 10 раз.

После того, как мышцы и суставы разогреты, можно приступать к более сложным упражнениям. Подобная зарядка полезна для малышей не только для 6 месяцев, но и младше.

Упражнения с ручками

Гимнастические упражнения для детей в 6 месяцев

К шестому месяцу жизни грудничок осваивает умение сидеть самостоятельно. Для того чтобы сделать это правильно, нужно выполнять специальный комплекс упражнений.

Подготовка к сидению

Положение – лёжа на спине.

  1. Одной рукой взрослый соединяет и фиксирует ножки ребёнка, держа за бёдра, другой – тянет за одну ручку грудничка. Опираясь на вторую ручку, малыш садится. Повторять, меняя руки.
  2. Поджать ребёнку ножки, соединяя стопы в положение лягушки. Одновременно приложить кисти малыша к внешней стороне щиколотки, соединяя с ногами. Взрослый захватывает большими пальцами рук голеностопы грудничка, остальными пальцами придерживает ручки за предплечья. Потягивающим движением побуждает ребёнка сесть. Повторить 5 раз.

Этот комплекс занятий группирует и укрепляет мышцы пресса, спины, шеи и даёт информацию на сидение.

Упражнение для подготовки к ползанию

Это упражнение удобнее делать на столе, исходное положение – лёжа на животе, ногами к взрослому. Мама поднимает малыша левой рукой под животик, правую – заводит под руки ребёнка. Он упирается ладонями о поверхность стола, взрослый толкает правой рукой и локтем попеременно ручки карапуза.

Далее можно попробовать, чтобы малыш сам шагал руками.

Уроки ползания и сидения на фитболе

Очень полезны упражнения для 6 месячного ребенка на фитболе. Это помогает развивать вестибулярный аппарат и укреплять все группы мышц.

  1. Мяч застелить чистой пеленкой, выложить дитя на животик. Прижать его локти к туловищу, чтобы была опора, и покачивать на мяче взад-вперёд и в стороны.
  2. Лёжа на животе, руки малыша вытянуты перед собой. Родитель прокручивает мяч вперед, и ребёнок касается ладошками пола, делая несколько шагов руками.
  3. Малыш сидит на мяче, мама поддерживает его сзади, обхватывая руками за бёдра. Делаются легкие покачивания вперёд-назад, в стороны и по кругу.
  4. Используя положение предыдущего упражнения, взрослый прокручивает мяч вперёд сильнее, так, чтобы грудничок подтягивал корпус, оставаясь в положении сидя.

На фитболе

Техника гимнастики и массажа шестимесячным малышам

Гимнастика для малыша 6 месяцев подразумевает также массаж, с помощью которого происходят расслабление зажатых мышц, нормализация нервной системы, развитие моторики, общее укрепление организма.

Обратите внимание! Общеукрепляющий массаж отличается от лечебного, который может осуществлять только специалист.

Массаж грудной клетки для 6-месячного малыша

  1. Ребёнок лежит на спине, мама тыльной стороной руки начинает поглаживания от нижней части грудины вверх и в стороны к плечам.
  2. Далее пальцами идёт поглаживание от центра к краям по ходу направления рёбер.
  3. Подушечками пальцев делаются небольшие круговые движения вокруг грудины снизу вверх.
  4. Сменив направление движений, родитель продвигается пальцами между рёбер от грудины к краю, избегая области сердца.
  5. Завершая массаж грудной клетки поглаживанием, можно постепенно переходить на область живота.

Массаж живота

  1. Тыльной стороной кисти произвести круговые движения вокруг пупка по часовой стрелке.
  2. Подключая вторую руку, ладони скользят синхронно от боков к центру снизу вверх.
  3. Далее правая кисть, согнутая в кулак, аккуратно движется по спирали вокруг пупка по часовой стрелке. Таким образом производится 2-3 круга, с каждым разом увеличивая диаметр.
  4. Заканчивается массаж легким поглаживанием живота.

Массаж груди

Как делать массаж рук 6-месячному ребенку дома

Массаж рук очень полезен, особенно в первый год жизни. Развивается моторика, снимается гипертонус пальчиков рук, улучшается кровообращение. Если карапуз уже уверенно сидит, массаж можно проводить сидя.

  1. Необходимо сначала расслабить пальчики, делая поглаживания внутренней стороны кисти и переходя на пальчики.
  2. Далее следует легкое растирание каждого пальчика младенца от кончиков к основанию. Закончить первоначальным поглаживанием.
  3. Взрослый вкладывает большой палец в ладошку малыша, второй рукой делает поглаживания от кисти к локтю с внешней, затем с внутренней стороны. То же самое проделывает, поднимаясь выше, от локтевого сустава к плечу.
  4. Таким же образом нужно делать растирание, но только с внешней стороны предплечья и плеча.
  5. Теперь можно перейти к разминанию. Мама обхватывает предплечье малыша кистью своей руки, большим пальцем к внутренней стороне. Делает разминающие движения поочередно всеми пальцами, двигаясь вверх к плечевому суставу. Повторить 2-3 раза.
  6. Заканчивать массаж рук нужно поглаживанием от кончиков пальцев до плеча.

Ежедневные занятия гимнастикой необходимы для шестимесячного ребёнка, для его гармоничного развития и укрепления организма в целом. Так считают многие детские врачи, включая доктора Комаровского.

К четвертому месяцу жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. Это уже не беспомощный новорождённый, а сознательный младенец. Он умеет поднимать и удерживать голову, управлять ручками и захватывать игрушку, с интересом осматривается вокруг, осваивает перевороты. Для закрепления этих достижений необходима гимнастика для 4 месячного ребенка.

Младенец 4 месяцев достигает значительных изменений в физическом развитии

Польза гимнастики для 4-месячного малыша

Детский доктор Комаровский рекомендует уже с двух месяцев начинать простейшие упражнения, чтобы в четыре научить кроху более сложным действиям. Гимнастика поможет освоить новые двигательные навыки, подготовит к ползанию, улучшит самочувствие, укрепит иммунитет, сердечно-сосудистую систему, уберет остатки мышечного тонуса.

Каждому родителю под силу создать необходимые условия для занятий, стоит только прислушаться к рекомендациям специалистов. При организации домашних занятий следует придерживаться следующих правил:

  1. побуждать малыша к физической активности нужно ежедневно, в режим дня обязательно включить зарядку,
  2. выполнение активных движений возможно только после разогрева мышц предварительным массажем,
  3. необходим подбор упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями грудничка,
  4. полезно комментировать каждое действие для создания положительного эмоционального настроя у малыша.

Техника проведения детской гимнастики

Гимнастика для грудничков 3 4 месяца представляет собой комплекс двух видов действий:

  • действия пассивного характера выполняются взрослым;
  • активные действия – взрослый побуждает малыша к энергичному участию.

Во время гимнастики желательно придерживаться алгоритма, который помогает вырабатывать полезные навыки и привычки:

  1. Подготовительные массажные движения – ручки и ножки крохи осторожно разминаются по направлению вверх;

При массаже взрослый поглаживает круговыми движениями животик и грудь, спину и ягодицы грудничка

  1. Пассивные действия – ребенок в спокойном состоянии, взрослый стимулирует мышцы его рук и ног;
  2. Действия самого ребенка – энергичные движения с переворотом, побуждение к ползанию и фитбол;
  3. Урок завершается релаксацией – спокойным поглаживанием тела под музыку.

Рекомендованные упражнения для 4 месяцев

Период бодрствования четырехмесячного ребенка увеличивается, поэтому несложно выделить подходящее для физкультуры время. Главное, чтобы у крохи к этому моменту был позитивный настрой. Гимнастику для грудничка 4 месяцев начинают с простейших приемов. Их несложно подобрать в медицинской литературе, на детском сайте или включиться в популярные онлайн тренировки.

Важно! При любом выборе родителей советы профессионала необходимы. Только педиатр определит, какие движения полезны, а какие не подходят грудничку.

Зарядка для грудничков 4 месяцев

  1. Прием «мы – боксеры» работает на укрепление мышц шеи, верхней части тела. Малыш лежит на спине. Мама ручками малыша делает движения, похожие на боксерские выпады, приговаривая: «Идет кузнец из кузницы, несет кузнец два молота. Тук-тук, тук-тук, да ударил разом вдруг!».
  2. Для игры в «мельничку» мама фиксирует ручки младенца большим и указательным пальцами, осторожно вращает ими по кругу, как «мельница», со словами: «Где же, где же наши ручки? Вот наши ручки!».
  3. Движение «крылышки бабочки» предназначено для укрепления плечевого пояса. Ручки осторожно разводятся в стороны, затем возвращаются в прежнее положение на груди. Завершается действие круговыми движениями, похожими на трепетание крылышек: «Бабочка прилетела, крылышками замахала».
  4. При помощи «бабочки» аналогично можно развивать мышцы ног: согнутые в коленях ножки крохи разводятся и возвращаются в исходное положение.
  5. Игра «едем на велосипеде» проводится даже с новорожденным и служит для развития суставов коленей, мышц бедра, нижних конечностей. Нужно обхватить ножки младенца и попеременно сгибать их в коленях со словами: «Поехали, поехали, за грибами и орехами! По оврагам и камням, по ухабам и корням! В ямку – бух!».

Комплекс гимнастики ребенку в 4 месяца

Упражнение «лягушка» помогает приобрести навык ползания

  1. Младенца в позе «лягушки» кладут на живот, рукой осторожно давят на стопы так, чтобы ноги были максимально согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Затем побуждают кроху двигаться вперед. Для мотивации полезно расположить впереди яркий предмет.
  2. Для «переворотов» малыш лежит на спине. Взрослый вкладывает в его правую ручку указательный палец, побуждая крепко ухватиться за него. Совершая движение, нужно придержать ребенка за левую часть тела, потянуть его руку на себя и аккуратно сделать переворот со спины на живот слева. Аналогично совершается переворот справа.
  3. Движение «гусеничкой» развивает навыки ползания. Малыш вытягивается, как гусеница: лежит на животе, ручки вытянуты вперед. Мама прикладывает руку к детским ножкам и слегка надавливает, толкая вперед и заставляя кроху двигаться. Когда руки начнут сгибаться, надо опять придать телу исходное положение. Яркая игрушка также станет мотивом к движению.
  4. Полезное упражнение, скользящие шаги, выполняется в положении лежа на животе. Правильно охватываются голени младенца: большие пальцы взрослого располагаются на внешней стороне, все остальные – на внутренней. Слегка встряхнув, ножки ребенка выпрямляют, затем сгибают снова. Пяточки плавно скользят по столу.

Гимнастика для грудничка на фитболе

Для укрепления мышц спины и живота эффективно использование гимнастических снарядов. Наиболее доступный из них – мяч или фитбол. Занятия на фитболе способствуют устранению колик, улучшению работы пищеварительной системы. Упражнения для 4 месячного ребенка должны быть просты в исполнении. Главное – кроха должен испытывать удовольствие от процедуры на шаре, взрослый – проявить максимум внимания. Сначала перекатывание выполняется на животике, затем аналогично – на спинке.

Малыша выкладывают животом на шар, придерживая и осторожно перекатывая вперед-назад, влево-вправо

Гимнастика для детей 4 месяцев при дисплазии

Если у грудного ребенка обнаруживается вывих тазобедренного сустава (дисплазия), ему нужна специальная гимнастика.

Признаки дисплазии:

  • трудность при разведении в сторону детских ножек,
  • щелчок в тазобедренном суставе,
  • асимметричные складки,
  • неравномерная длина конечностей.

Заметив это, родители должны обратиться к ортопеду. Своевременно поставленный диагноз скорректирует формирование тазобедренного сустава. Для лечения специалист обязательно порекомендует упражнения лфк.

Гимнастика для ребенка 4 месяца с дисплазией проводится комплексно:

  1. Специальный массаж: легкое и осторожное растирание ног от голени к бедру. Затем массирование детской стопы и аккуратный поворот ее в разные стороны. Далее идет разминка: движениями по спирали продвигаются от ступни к голени с достаточно сильным нажимом.
  2. Корректирующие приемы:
  • Чередование ног: одна удерживается на поверхности, другая прижимается к животику.
  • Разгибание правой-левой ног и двух вместе при отводе коленных суставов в сторону. Если движение причиняет ребенку дискомфорт, его прекращают.
  • Круговые движения пяточек ребенка.

Упражнение на подтягивание ног к голове

  • В начале простое действие выполняется четыре, пять раз, для усложнения ежедневно добавляется по одному разу.
  1. К более сложному комплексу с грудничком переходят через несколько недель, обсудив все действия с педиатром. Аналогично проводится подготовительный массаж, только уже лежа на животике. Главное условие – все движения только после разогрева мышц:
  • по максимуму согнуть тазобедренные суставы и подтянуть колени крохи противоположно к локтям;
  • ножки разводят в стороны, стараясь коснуться пятками ягодиц, важно на несколько секунд зафиксировать кроху в таком положении.

Специальные советы родителям

  1. В теплое время года полезно проводить движения на свежем воздухе, без одежды. По мнению доктора Комаровского, таким образом совмещаются гимнастика и закаливание.
  2. Детям с хроническими заболеваниями упражнения подбираются только с разрешения педиатра.
  3. Подходящее время для занятий – первая половина дня, чтобы не возбуждать малыша перед ночным укладыванием. Важно соблюдать продолжительность – 15 минут, постепенно доводя до 25.
  4. Бодрая музыка, сопровождающая движения, поможет настроить ребенка на позитивный лад.

Гимнастические упражнения полезно дополнять водными процедурами, развивая навыки плавания

Важно! Гимнастику необходимо проводить, учитывая настроение и состояние крохи. При капризах, недосыпе, повышенной температуре все энергичные движения лучше отложить.

Заботливые родители при помощи гимнастики для малышей 4 месяцев могут не только осуществлять физическое развитие ребенка и укреплять его организм, но и разнообразить общение, устанавливать эмоциональные контакты. Всего лишь несколько минут в день хватит, чтобы укрепить мышцы и суставы ребенка, привить ему массу положительных навыков.

//

Зачем это нужно? Кое-что из собственного опыта. Упражнения, фотографии, рекомендации.

ЛЕТАЮЩИЕ ЛЯЛЬКИ или «ОСТАНОВИТЕ ЕЁ, ОНА ПЬЯНАЯ»

Вот что я не приветствую, так это наглядную публичность. И тот, кто практикует динамическую гимнастику, меня поймёт. Ведь, когда ты «крутишь» ребёнка, самое важное – постоянно чувствовать контакт с ним, быть уверенным и передать ему это ощущение через руки, глаза и улыбку. Это касается только вас двоих, и меньше всего хочется думать о том, как ты выглядишь в этот момент со стороны.

А «сторона», между тем, имеет самомнение и желание активно способствовать спасению несчастного, по её мнению, младенца. И все эти «ах, упадёт!» или «ой, а вы не боитесь?», хотя и бессмысленны, но всё же, как оказывается, ещё вполне безобидны…

Однажды летом 2007 вздумалось мне «покидать» свою меньшую дочку перед купанием в открытом водоёме в славном городе Сысерть. Ах, сколько раз я себе говорила – бог с ним, ладно, не будем «динамиться» публично, покрутимся дома, у себя на дачном участке, а потом через лесок, полчасика – и мы в водичке. Но за эти полчасика девочка успевала уснуть, и купание приходилось откладывать часа на два после разминки перед ним. Это, конечно, не дело, ведь суть занятий как раз в том, чтобы выполнять в комплексе динамическую гимнастику, ныряние и закаливание. Итак, однажды я решила быть самостоятельной и, плюнув на общественное мнение, принялась забрасывать и прокручивать четырёхмесячную Аню на глазах у простых сельских аборигенов. Они попивали пивко, посматривали с опаской, и поначалу активность не проявляли. Но в тот момент, когда я принялась делать «Карусель», один самый бодрый перец с бутылкой пива подскочил, размахивая руками, и дыша перегаром, заорал: «Заберите у неё ребёнка! Она ПЬЯНАЯ!»

Я очень смеялась. Правда. Но в другой раз мы выбрали более уединённое место.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА – комплекс несложных (и нестрашных

) упражнений, которые (в отличие от традиционной гимнастики) предполагают активное включение вестибулярного аппарата ребёнка. Он не просто лежит на столе, и вы что-то такое делаете с его ручками и ножками – ребёнок в буквальном смысле «летает» около вас, вращается вокруг своей оси и время от времени повисает вниз головой. Это может казаться пугающим только на первый взгляд, и только тем, кто привык считать младенца тепличным растением (о губительности такого «оберегающего» подхода мы ещё поговорим!). Сейчас же отмечу, что динамическая гимнастика имеет несколько уровней сложности и может быть легко освоена родителями и ребенком. Она является доступной формой физической тренировки, которая даёт разнообразные положительные эффекты для тела и психики.

Как и всякое действие с ребёнком, динамическая гимнастика предполагает тесный эмоциональный контакт обеих сторон (наверное, не нужно объяснять, что ребёнок, ещё не умея говорить, очень хорошо чувствует психологическое состояние окружающих). Поэтому важно, чтобы, приступая к занятиям, прежде всего, сам родитель был убеждён в их полезности и получал удовольствие от этой формы времяпрепровождения (впрочем – и вряд ли кто будет спорить с этим – общая уверенность и благое намерение являются залогом успешного исхода любого мероприятия

).

ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ПЕРЕЙТИ К ПРАКТИКЕ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ

1. Уверенность и позитивный настрой

Вы уверены, что без динамической гимнастики вам не обойтись? Или для вас это просто дань моде или повинность? Зачем это вашему ребёнку, как вы полагаете? Задайте себе эти и другие подобные вопросы. Осознайте, для чего вам это нужно. Поймите сам принцип воздеействия этой, не скрою, серьёзной физической нагрузки на вашего ребёнка.

Проникнувшись симпатией к этому виду спорта, вы будете выполнять упражнения спокойно и уверенно, это ваше отношение непременно почувствует и ребёнок. При этом на первых порах я советую избегать присутствия на занятиях посторонних, которые не разделяют подобных взглядов на оздоровление ребёнка, ведь дети очень тонко чувствуют умонастроения окружающих. Хуже всего, если это кровные родственники – под причитания своей родной бабушки закапризничать может даже самый жизнерадостный малыш. Лучше исключите все эти «ахи», «охи» и «ой-какой-ужас». По крайней мере, на первое время, пока вы не приобретёте достаточно уверенности, чтобы сохранять спокойствие в любой обстановке.

2. От простого к сложному

Конечно, начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон постепенности нарастания нагрузки. Первое, с чем вы познакомите ребёнка, — это безопасный захват. Потом будете поднимать его за ручки. Затем раскачивать. Потом раскручивать, и так далее. Неделю за неделей увеличивайте темп, амплитуду и время занятий.

3. Не переутомляйте и поощряйте

Воздействие динамической гимнастики является стрессогенным для ребенка. Важно чувствовать меру – находясь в постоянном зрительном, эмоциональном контакте с ребёнком вы не пропустите момент, когда он устанет или испугается. Скорчил гримасу сомнения и вот-вот захнычет? Остановитесь, прижмите ребёнка к себе, сделайте несколько ритмичных раскачиваний вместе с ним. Упражнения, которые ребёнок полюбит больше всего, чередуйте с теми, на которые он реагирует сдержанно.

Во время занятий может возникнуть сопротивление – вы отметите мышечное напряжение, испуг или недовольство ребёнка. В этом случае целесообразно задержаться на достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого ребенка свой темп овладения упражнениями. Иногда требуется приостановить занятие, с тем, чтобы вновь продолжить, но без надрыва. На каждом занятии создавайте предпосылки для более сложных упражнений. Не стоит совсем отказываться от занятий лишь потому, что вам «жалко малютку» — просто, скорее всего, вы предлагаете ему нагрузку, к которой ваш крошка не готов. Продолжайте делать гимнастику, сделайте её частью дневного распорядка.

4. Регулярность тренировок

Заведите ритуал. Рекомендуют делать гимнастику ежедневно в первой половине дня, лучше – после пробуждения и в комплексе с другими оздоровительными процедурами. Проснулись – разделись, сделали массаж, потом динамическую гимнастику, потом поплавали и закончили обливанием. После всех «заслуженных трудов» вручите ребёнку грудь – он поест с аппетитом и крепко заснёт.

Несколько слов о половых различиях

Обычно родители с удовольствием осваивают динамическую гимнастику с мальчиками, видя положительные результаты усилий, однако нередко сомневаются в целесообразности ее для девочек, опасаясь за формирование их фигур. Эти опасения абсолютно неосновательны. Гимнастика не приводит к существенному наращиванию мышечной массы, а оказывает основное воздействие на суставы и сухожилия, и совершенно не нарушает мужского или женского телосложения.

В какое время проводить занятия?

Лучшим временем для физической нагрузки считается первая половина дня, а кроме того, физкультурой вредно заниматься сразу после еды. Исходя из этих нехитрых условий, вы сами сможете выбрать для ребёнка время проведения занятий, ведь в каждом возрасте у малыша свой распорядок дня. Так, в возрасте четырёх-пяти месяцев дети спят обычно три раза в течение дня, и разумнее проводить занятия перед первым (утренним) сном. Впрочем, после динамической гимнастики не обязательно сразу укладывать его спать – если он не был нагружен ещё и водным тренингом, и обливанием, то вполне возможно, даже «перекусив» после гимнастики, он не захочет сразу спать. Не настаивайте – в конце концов, динамическая гимнастика это не только средство утомления ребёнка, но и просто форма вашего совместного досуга.

Из нашей практики:

У нас в возрасте 4-х месяцев случались два варианта.

Так, Анюта после ночного сна есть просила не сразу, а потому мы гуляли-играли минут 15-20. В какой-то момент я понимала, что девочка окончательно проснулась и мы начинали гимнастику. После неё обливались, делали массаж и немного сосали грудь. Слегка «перекусив», девочка хотела ещё движения и общения – её выпускали на пол, где она играла с игрушками и общалась с родственниками. И лишь спустя полчаса-час после гимнастики, основательно приложившись к груди, девочка ложилась на первый (утренний) сон.

А Данил в этом возрасте, напротив, по утрам просыпался голодный, как зверь. Он плотно наедался, лишь затем соглашался открывать глаза и общаться. После игр и «гуляния» в течение часа-полутора мы начинали делать гимнастику. После – шли плавать в ванне до последнего, и когда мальчик уже, что называется, «был готов» и похныкивал, мы обливались, и Данил получал заслуженную титю. Надо ли удивляться, что, досыта наевшись, он немедленно отключался и спал порой по три с половиной часа?

Когда начинать…

Есть разные точки зрения. Сторонники одной из них полагают, что чем раньше начать загружать ребёнка, тем лучше. Мол, крепче и здоровее будет, да и адаптивные способности у ребёнка тем выше, чем он меньше.

По другой версии, напротив, до полутора месяцев (или – по другим данным – до 40-го дня жизни) у ребёнка идёт адаптация к окружающей действительности, не случайно в этом возрасте он спит до 20-ти часов в сутки. Природа предусмотрела механизм предохранения от психических перегрузок. И напротив, периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни – тогда-то и советуют начинать динамическую гимнастику

Из нашей практики:

Оба эти подхода я испробовала со своими младшими детьми. Среднего сына мы начали «занимать» гимнастикой довольно рано, уже к месяцу Данила вошёл в плотный ритм занятий, а в три месяца мы выполняли полный комплекс упражнений от двух до пяти раз в день.

С Аннушкой (то ли потому что девочка, то ли потому, что другой склад характера – не знаю), но получилось, что первые висы на ручках мы стали вводить только ближе к двум месяцам. В три она ознакомилась с полным комплексом упражнений, и лишь к четырём мы стали практиковать динамическую гимнастику ежедневно, как элемент распорядка – каждое утро после сна.

С другой стороны – не нужно шокировать ребёнка, наваливаясь на него с гимнастикой позже 3-х месяцев. Если он активно набирает вес, вы можете дать большую нагрузку на неподготовленные суставы. Относительно раннее начало занятий хорошо тем, что масса тела ребёнка ещё невелика, и по мере того, как вы разучиваете упражнения, растёт и ваша уверенность, и вес ребёнка, и … ваши мускулы!

…и когда заканчивать

Кроме шуток! Если подкидывать в воздух трёх- и даже пятикилограммовую детку не составляет большого труда, то шестимесячного «верзилу» вертеть не так-то просто. Между тем, дети динамические тем и отличаются, что чем они тяжелее, тем им веселее, но, увы, тем сложнее вам. В нашей семье, чем старше становился ребёнок, тем чаще динамическую гимнастику «свешивали» на папу. Впрочем, в какой-то момент и для него ноша стала тяжела, а потому параллельно мы приучали малышей к гимнастическому комплексу.

Время пролетит – не успеете оглянуться, а потому если у вас ещё нет гимнастического комплекса, поторопитесь восполнить этот пробел! Комплектации, материалы и цены различны. В доме, где с ребёнком практикуют динамическую гимнастику, должна быть хотя бы лесенка. А лучше – ещё турник, трапеция и кольца

Сначала вы будете использовать лесенку как тренажер — когда малыш будет учиться вставать на ножки.

Наш Данила научился взбираться по лесенке раньше, чем ходить по земле. В шесть месяцев он доползал до лестницы и, цепляясь ручонками за перекладины, забирался до верхней ступеньки. Естественно, что как только он впервые был замечен за этим занятием, мы начали учить его и спускаться.

О безопасности

на гимнастическом комплексе нужно сказать особо. Я напомню вам о тесной эмоциональной взаимосвязи маленького ребёнка и окружающих взрослых. Поверьте, я не раз наблюдала в действии силу мысли: ребёнок взбирается на очередную высоту, он горд новым достижением, оборачивается за поддержкой и одобрением и … Внизу, с посеревшим от страха лицом, стоит бабушка и вскрикивает: «Ох, упадёшь!» … Что остаётся делать нашему герою? Улыбка сползает с его лица – ему сказали «упадёшь!», и как послушный малыш, он падает. Что тут первично: яйцо или курица? Падение или бабушкино предсказание?…

Поэтому! на том этапе, когда ребёнок ТОЛЬКО ЗНАКОМИТСЯ с гимнастическим комплексом (точно также, как и на этапе ОВЛАДЕНИЯ упражнениями динамической гимнастики) лучше исключить возможное вредное влияние посторонних. Когда он научится спускаться самостоятельно, и вы будете уверены в его силах – пожалуйста, приглашайте бабушек и хвастайтесь вашими новыми достижениями.

А пока – научите ребёнка самостоятельности. Не держите его руками – стойте рядом и будьте готовы поймать, но не позволяйте ему полностью переложить на вас ответственность. Как и в динамической гимнастике, здесь он тоже должен чувствовать, что это ОН САМ держится за перекладину, а НЕ ОНА держит его надёжной хваткой.

НАКОНЕЦ, ПРИСТУПИМ

Вы выставили за дверь пугливых бабушек;

Вы выбрали место и время;

Ваш малыш не голоден, но и не сыт;

Он ещё не устал, но и не только что проснулся;

Вы проветрили помещение (низкая температура стимулирует двигательную активность);

И раздели ребёнка (ползунки и распашонки не только будут вам мешать, они ещё и небезопасны во время занятий);

Ваши руки тёплые;

Вы никуда не торопитесь и ничего не боитесь;

Ребёнок лежит перед вами на спине…

1. Начните с мягкого прикосновения к коже ребёнка, посмотрите ему в глаза, мысленно пошлите ему добрый сигнал. Ваши поглаживания придадут ему уверенности.

2. Вложите большие пальцы в его ладошки (он с удовольствием за них уцепится), задайте лёгкое движение вверх, стимулируя его поднять головку (попытаться сесть)

3. Дайте ему крепче зажать палец в ладошке, а своей ладонью обхватите его кулачок. Потяните вверх, поднимите его в воздух целиком – «обезьянка висит». Вот и первое упражнение!

4. Если ничего страшного не произошло – продолжайте висеть до тех пор, пока «обезьянке» нравится. Сохраняйте зрительный контакт, подбадривайте малыша, хвалите, шутите. Лёгким раскачивающим движением переносите вес тела ребёнка с одной ручки на другую. Позднее вы будете раскачивать его то за одну руку, то за другую. Ещё позже он будет то же самое вытворять один – на кольцах или на турнике.

5. Из того же положения выполняется упражнение «Крестик». Подбрасывая ребёнка вертикально вверх, разводите его ручки в стороны. Не забывайте разговаривать с ребёнком!

6. Когда ваш малыш освоит висы на руках лицом к вам, вы можете перейти к упражнениям лицом от вас с висом на руках:

— Прижмите тело ребёнка спинкой к себе, вложите указательные пальцы в его ладошки и затем обхватите своими руками его кулачки (см. фото). Это – безопасный и активный захват, о котором мы говорили в начале. Начните с переносов веса тела с одной руки на другую и, с нарастанием вашей уверенности, переходите к раскачиваниям из стороны в сторону.

— Плавным круговым движением кисть левой руки подводите к локтю правой и наоборот, задавая телу ребёнка вращение вокруг вертикальной оси (см. фото).

— Позднее из этого положения вы будете выполнять боковые «забросы»: задавая телу ребёнка вращение вокруг вертикальной оси, вы одновременно подбрасываете его немного вверх и в сторону вращения таким образом, чтобы животиком он «приземлился» на ваше предплечье — см. фото)

— Теперь начните раскачивать ребёнка вперёд-назад. Увеличивая амплитуду раскачиваний вперёд, вы в конечном итоге можете забросить ребёнка вверх настолько, что его ягодицы «приземлятся» к вам на грудь, а лицом он будет обращён в пол. Слегка подтолкните его попку своей грудью и возвращайте тело ребёнка в исходное положение (см. фото).

— Позднее вы можете полностью прокрутить ребёнка (помня о мерах безопасности!): когда он «усядется» к вам на грудь, позвольте ему соскользнуть вниз, ОДНОВРЕМЕННО отпуская одну ручку. (Важно вовремя отпустить руку!) Он прокрутится вокруг второй руки (см. фото) и займёт исходное положение – спиной к вам.

7. Познакомимся с висами вниз головой. Сядьте на пол, положите ребёнка на животик на свои согнутые колени (см. фото).

Возьмите его руками за ножки в области щиколоток, на прямых руках поднимите в воздух – встретьтесь глазами (мои малыши любили в этот момент маму «клюнуть носом»)

— Продолжая удерживать зрительный контакт, переносите вес тела ребёнка с одной ножки на другую (некоторые дети в висах вниз головой засовывают кулак в рот и становятся очень сосредоточенными

). Опустите его обратно, грудью и животиком на ваши колени.

— После относительно щадящего знакомства с висами вниз головой лицом к себе можно подводить малыша к более активным упражнениям. Взяв ребёнка за голени, раскачивайте его вперёд-назад, постепенно увеличивая амплитуду. Когда он окажется в горизонтальной плоскости, пятками к вам, выполните «Пружинку» — толкните его вперёд, от себя, он согнёт колени и «спружинит».

— Кроме того, из положения вниз головой, лицом от себя можно выполнять те же упражнения, что и в положении на руках: начинайте с раскачиваний из стороны в сторону, переносите вес тела с одной ноги на другую. Выполните «крестик» и вращение вокруг вертикальной оси.

— В положение вниз головой может использоваться и захват двух ножек одной рукой одновременно – указательный палец помещается между щиколоток ребёнка, рука обхватывает обе ножки сразу (см. фото).

При этом свободной рукой вы страхуете его под грудку. Из этого положения можно выполнять «пружинку вверх» — ребёнок выполнит в воздухе стойку отталкиваясь от одной вашей руки обеими пятками (см.фото)

8. Теперь – боковые висы. Ребёнок по-прежнему к вам спиной (на первых порах хорошо, если перед вами есть ещё кто-то, кому можно улыбаться – ваши единомышленники, домашние животные, игрушки, а лучше всего зеркало). Вложите указательный палец правой руки в левую ручку ребёнка; левой рукой возьмите его за левую ногу, обхватив её в области щиколотки. Раскачивайте «обезьянку» из стороны в сторону, постепенно увеличивайте амплитуду так, чтобы в крайних положениях ребёнок оказывался головой либо вверх, либо вниз.

Повторите то же с правой стороной. Позднее из этого положения вы перейдёте в другую плоскость, и будете совершать полный круг ребёнком у себя над головой

(см. фото) Кроме того, из бокового виса можно выполнить также «Крестик» — при этом хорошо растягиваются боковые мышцы.

Будем «качать пресс». Прижмите ребёнка спиной к себе, предплечье одной руки положите на область его тазобедренных суставов, свободной рукой страхуйте его под грудку или под животик. Позвольте ему наклоняться вперёд, задействуя мышцы спины и брюшного пресса. Не выполняйте всю работу за него – почувствуйте, когда ему нужна ваша поддержка, а когда он может справиться самостоятельно (см. фото).

«Лягушечка» — поддерживая малыша под попку, соедините его пятки вместе и плавно подведите их к туловищу ребёнка. Младенцы очень гибкие создания – вскоре вы заметите, что он, как йог, свободно «складывается пополам».

Это упражнение хорошо помогает при вздутии живота. Если вы со своей стороны не прилагаете больших усилий, поза лягушки доставит ребёнку удовольствие в любом возрасте. (Наша Анюта с этой позой познакомилась уже в первый час после рождения, и любит так складываться и сейчас — см. фото)

Отмечу, что переход от одной фазы к другой может занять у вас несколько дней или несколько недель – каждый ребёнок, как мы уже говорили, выбирает собственный темп наращивания нагрузки.

И НАПОСЛЕДОК

Будьте в контакте с ребёнком всегда, даже когда дело не касается динамической гимнастики – в любой ситуации позвольте ему почувствовать, что и он влияет на происходящее. Ведь это очень плохо, когда малыш воспринимает занятия с ним как неизбежную процедуру, а родителей – как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Тогда он стоически переносит тренировку, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. Такое отношение к занятиям вводит ребёнка в заторможенное состояние, ведет к подавленности и пассивности.

Малыш должен получить уверенность в том, что все пожелания будут учтены, что его реакции улавливаются родителями и принимаются во внимание.

Ведь динамическая гимнастика – это не просто комплекс обязательных тренировок. Это способ активного общения с ребёнком и это элемент образа жизни семьи.

Огромное спасибо фотомодели Ане Крушинской!!!!!!!!!!!!!!

Новорожденные развиваются очень быстро, поэтому с первых месяцев нужно добавлять новые элементы в гимнастику и массаж. К возрасту 3-4 месяца детишкам уже многое интересно, они хотят общаться, поэтому массаж и гимнастика являются важным моментом не только для физического развития, но и для психического. Примерно в 3-х-месячном возрасте у детей снижается тонус мышц на ногах и руках, поэтому движения становятся немного более осознанными и точными – это значит, что в гимнастику можно добавить пассивные упражнения. Малыш пока не сможет их делать сам, но с помощью взрослых справится. Кроме того, занятия могут быть более длительными, постепенно усложняться, массаж становится интенсивнее.

Зачем заниматься с грудничком?

Сеансы массажа с маленькими детьми – замечательная возможность проявить заботу о своем чаде, дать ему возможность почувствовать вашу любовь, а также ощутить себя заботливым родителем. У таких занятий есть еще и конкретные задачи. Цели массажа и гимнастики у грудничков:
(подробнее в статье: как проводится гимнастика для грудничков в 2 месяца?)

  • нормализация тонуса мышц;
  • развитие умелости ручек;
  • развитие навыков в изменении положения тела.

Чтобы добиться результатов, нужно общаться с малышом, разговаривать с ним, вкладывать ему в ручку подходящую игрушку, делать различные массажные и гимнастические движения по возрасту. Обязательны движения, основанные на рефлексах, пассивные упражнения, а также сопровождающиеся легким встряхиванием.

Доктор Комаровский очень рекомендует такие занятия, в своих видео он подробно рассказывает о приемах массажа ребенку 3 месяцев и более старшим деткам (подробнее в статье: видео-уроки по массажу для новорожденных).

Когда и где лучше заниматься?

Чтобы получить максимально возможную пользу от занятий, следует правильно выбрать время. Удобно проводить сеансы между кормлениями, ближе к следующему из них. По рекомендациям доктора Комаровского идеальное время – вечером перед принятием ванны. Малыш не будет отяжелен питанием, он окажется еще достаточно бодрым. Заниматься непосредственно перед сном не стоит, так как это возбуждающе действует на организм – ему будет труднее уснуть.

Сеансы зарядки и общего массажа с грудничками в 3 месяца проводят в обычной комнате. Ее следует заранее проветрить, наиболее подходящая температура 20-22 C. Грудничка кладут на удобный стол, подложив пеленку или полотенце. Малыш может быть совсем раздет или одет в очень легкую распашонку.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем можно заниматься с ребенком в 3 месяца?

Занятия в 3-4 месяца

Общеукрепляющий массаж ребенку в 3 месяца сделать несложно, нужно соблюдать простые правила и выполнять все движения плавно и спокойно. Не должно быть резких движений, нельзя дергать ребенка за ручки и ножки. Если он не в настроении, то нужно либо отложить ненадолго занятие, либо отвлечь его ласковым разговором, яркой игрушкой. Чаще всего дети с удовольствием откликаются на массаж и гимнастику, которые делает мама или кто-то из близких людей. В этом возрасте необходимо добавлять новые движения и в каждодневные занятия.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: гимнастика для грудничков на фитболе

Примерный план занятия

  • массаж рук;
  • «боксирование»;
  • массаж ножек;
  • переступание;
  • сгибание-разгибание ног;
  • «кучер»;
  • массаж животика;
  • уголок;
  • переворот на животик;
  • «плавание»;
  • массаж спинки и ягодичек;
  • симуляция ползания;
  • покачивание на мяче.

Массаж ручек, ножек, туловища, ягодиц выполняется так же, как и в более раннем возрасте. Животик массируется по часовой стрелке. Остается актуальным покачивание на мяче на животике и на спинке. Сейчас мы расскажем о новых упражнениях и движениях, которые будут полезны ребенку.

Новые упражнения

  • «Боксирование» выполняется, когда ребенок лежит на спинке. Взрослый вкладывает в его ладошки свои большие пальцы и придерживает за кисти. Взрослый сгибает и разгибает ручки, как бы подражая движениям боксера. Движения должны быть плавными, но интенсивными, чтобы грудничок поворачивался с боку на бок. Делается 5-6 повторов каждой рукой – это упражнение укрепляет мышцы рук и плеча.
  • Переступание выполняется, когда малыш лежит на спинке. Сначала взрослый берет ребенка за щиколотки и, сгибая его ножки в коленях, прижимает стопы к столу. После этого ножки малыша нужно сгибать и разгибать таким образом, чтобы имитировать шаги по столу. Необходимо выполнить 4-5 повторений.
  • Упражнение по сгибанию-разгибанию ножек выполняется вместе и поочередно в положении лежа на спинке. Взрослый берет малыша за колени так, чтобы большие пальцы оказались сверху. Спокойно сгибаем обе ножки одновременно, разводя колени и слегка нажимая на животик. После этого ножки разгибаем. Если ребенок не захочет разгибать ножки, можно их слегка встряхнуть, чтобы расслабить мышцы. Далее выполняем то же самое, только поочередно каждой ногой.
  • При выполнении «кучерских движений» большие пальцы взрослого вкладываются в ладони ребенка, кисти слегка придерживаются. Разводим ручки в стороны, затем сводим их, перекрещивая на груди. Левая и правая руки оказываются сверху поочередно. Повторяется 5-6 раз в медленном темпе.
  • Упражнение «уголок» укрепляет мышцы передней стенки живота. Нужно поднимать ножки ребенка, лежащего на спинке, до вертикального положения. Ноги должны быть выпрямленными, но если тонус мышц еще высок и ножки выпрямляются с трудом, немного их встряхните. После подъема ноги медленно опускаются до горизонтального положения.

Упражнения для тела

  • Повороты со спинки на животик пока выполняются с помощью взрослого. При этом происходит не только укрепление некоторых групп мышц, но и обучение грудничка переворачиванию. Повторять его нужно по 2-3 раза. Указательный палец левой руки взрослого вкладывается в ладошку ребенка, кисть придерживается. Правой рукой сгибаем ножку ребенка и поворачиваем вправо таз. Он рефлекторно повернет голову и верхнюю часть туловища вправо. Придерживая за руку, мы слегка помогаем грудничку повернуться, но немного придерживаем его на боку для тренировки мышц. Также выполняется переворот на животик через другой бок.
  • «Плавание» выполняется в положении лежа на животике. Ноги малыша слегка приподнимаем левой рукой, а правую заводим под животик. Немного приподнимаем ребенка над столом и держим несколько секунд. Данное упражнение полезно для укрепления мышц спины.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно развлечь ребенка в 4 месяца?

Занятия в 4-5 месяцев

Зарядка и укрепляющий массаж в 4 месяца дают возможность ребенку равномерно развивать мышцы, учиться ощущать свое тело и управлять им. Малыши такого возраста уже могут опираться на ножки при поддержке под мышки, они с удовольствием начинают подпрыгивать. На пятом месяце детки уже опираются на ладошки, когда лежат на животике – это позволяет им наблюдать за окружающим миром и получать больше информации. Они уже сами начинают переворачиваться на бок, потом на животик (см. также: видео о том, как научить ребенка переворачиваться с живота на спину).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: массаж ребенку в 6 месяцев – новые элементы и видео-инструкции

  • массаж рук;
  • «кучер»;
  • массаж ног;
  • «бокс»;
  • разведение и сведение ног;
  • массаж живота (подробнее в статье: массаж живота новорожденному в домашних условиях);
  • присаживание за ручки;
  • переворот на животик;
  • массаж спины и ягодичек;
  • «плавание»;
  • ползание на животике;
  • круги руками;
  • сгибание и разгибание ног.

Занятия помогают детям развиваться и расти здоровыми. Взрослые в это время общаются с ними, учат их различным движениям.

Новые движения

  • Разведение и сведение ног малыша производится в положении лежа на спине. Ноги ребенка согнуты в коленях и бедрах. Взрослый их придерживает за голени. Ножки разводятся в стороны, а затем сводятся вместе. Выполняется 4-6 раз.
  • Присаживание за ручки полезно для мышц шеи и пресса. Его нужно выполнять осторожно, чтобы малыш при опускании не ударялся затылком. Сажать ребенка в таком возрасте еще не стоит, поэтому только приподнимаем его за ручки и мягко опускаем обратно на стол. Опуская, укладываем его не на спинку, а на бочок, попеременно на левый и правый.
  • Для стимулирования ползания ребенка укладывают на живот. Взрослый обхватывает ступни малыша, сгибает и разгибает его ножки, имитируя движения ног лягушки. Когда вы сделали несколько повторений, нужно оставить ноги согнутыми и дать возможность малышу оттолкнуться самостоятельно. Чтобы ему было интересней, положите недалеко впереди яркую игрушку. Когда ему удастся оттолкнуться, он немного продвинется вперед, после чего снова согните ножки и дайте возможность самому оттолкнуться.
  • Еще одно новое движение «круги руками». Ребенок лежит на спине, держится ручками за большие пальцы взрослого. Взрослый выполняет круговые движения руками ребенка: сначала в стороны, затем к голове и потом вперед и вниз. Движения выполняются плавно, спокойно. Делается два круга в одну сторону, затем два круга в другую сторону. Упражнение подходит только тем детишкам, которые уже усвоили «бокс» и «кучер».

Помните, что дети постоянно растут и развиваются – это значит, что им необходимо регулярно увеличивать нагрузку. Если очевидно, что некоторые упражнения малышу еще не по силам, не стоит форсировать события. Скорее всего, через некоторое время малыш освоит все движения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *